Лучики добра

Проблема: Низкий уровень в современном обществе культуры, нравственности, взаимоотношений в контексте образовательной деятельности в ДОУ.

Актуальность темы

В настоящее время в современном обществе достаточно размыты границы восприятия нравственных эталонов, идеологии добра, зла, культуры взаимоотношений. Ребенок – дошкольник,  как зеркало отражает те установки и идеологию восприятия окружающей жизни, которые наблюдает сам, которым воспитывают взрослые, ближайший социум. Для формирования устойчивых нравственных эталонов, привычек, навыков поведения необходима  последовательная программа действий взрослых, ближайшего окружения дошкольника на всем периоде дошкольного детства.  Наше  ДОУ выстраивает свою работу,   обр. деятельность согласно  законодательной нормативно-правовой базе, действующей на территории РФ и регионе. Проанализировав ( на основании) проведенный статистический опрос среди родителей – законных представителей  по теме: «Удовлетворенность родителей… качеством предоставляемых услуг в ДОУ»  наш педагогический коллектив сделал вывод о  необходимости  создания дополнительной программы, направленной на  повышение уровня  нравственной  культуры, взаимоотношений в  процессе образовательной деятельности в ДОУ.

В настоящее время  тема  нашего проекта  актуальна и  требует большого такта и терпения, со стороны педагогического коллектива  с  во взаимодействии  семьями воспитанников (обучающихся), в которых  вопросы воспитания нравственности и культуры взаимоотношений не считаются важными, зачастую, вызывают лишь недоумение. Но при этом, на наш взгляд, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение

Духовное развитие человека, включая нравственное, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, культуры. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

Исходя из этого, окружающие ребенка взрослые (родители и воспитатели) должны объединить усилия для введения ребенка в мир нравственных категорий, понятий как можно раньше; необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали формированию нравственных привычек,  эталонов культурного поведения, поступков , стойких установок личности.

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по нравственно-патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Создание в ДОУ условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Формирование у детей интереса к родному краю, сохранению национальных традиций и обычаев, воспитание любви к Родине.

Педагогическая ценность:

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по нравственно- патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории родного края, семьи способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно — ценностных ориентаций, духовно — нравственному развитию

Цель проекта: Привлечь родителей к воспитанию нравственно-патриотического сознания детей.

Задачи проекта:

-приобщение к элементарным общепринятым элементарным нравственным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми( в том числе моральным)

—   возрождение семейным традиций  в процессе художественно-эстетического развития

— формирование нравственных эталонов, развитие нравственно-патриотических чувств

— расширение кругозора о предметно-экологическом своеобразии родного края

— развитие культуры родного языка .

— формирование единого детско-взрослого коллектива;

Формы работы с родителями.

Традиционные Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительские собрания, анкетирование; открытые занятия, организация и проведение досугов, акций.

Нетрадиционные Заседания родительского клуба «Вместе мы одна семья», переписка по электронной почте «Ваши вопросы и пожелания», онлайн беседы, совместное посещение музеев, кинотеатра, совместные походы, экскурсии, партнерские взаимодействия, замещение воспитателя на занятиях, флэш моб

Предполагаемый результат:

    —  У детей сформированы  элементарные общепринятым элементарным нравственным нормы добра и зла

— в свободном общении дети активно применяют социо-культурные, моральные правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

—   в процессе  реализации проекта по  художественно-эстетическому  развитию  в семьях воспитанников  возрождены, стали новыми   семейные традиции.  

— сформированы нравственные эталонов патриотических чувств.

— у детей сформированы представления о предметно-экологическом своеобразии родного края

—  у детей формированы привычка к здоровому образу жизни  для сохранения и укрепления физического и психического здоровья

—  дети свободно  общаются со взрослыми и детьми на , используя в речи           культурные формы родном языка; дети получают  удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;

-преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к прекрасному

-имеет адекватную самооценку, статус в группе.

— коллектива стал командой  сплоченных единомышленников

— Родители: активный и заинтересованный участник педагогического процесса

Методическая копилка «Лучики добра»

Методы и приемы:

  1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

— метод сравнения.

— элементарный анализ.

— метод моделирования и конструирования.

— метод проектной деятельности.

— метод  вопросов — постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

— метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

  1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

— игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

— сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

  1. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

— прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

— беседа – является связующим звеном.

  1. Методы коррекции и уточнения:

— повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

— метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.