Наблюдение за березой

НАБЛЮДЕНИЯ ЗАБЕРЕЗА МИВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

ГРУППА «МАЛЫШИ» (2-3 ГОДА)

Задачи: выделить усложнения в использовании методических приемов  в разных возрастных группах.

Цель: уточнить знания детей о строении березы. Воспитывать умение видеть красоту природы.

Методические приемы

Обратить внимание детей на березу.
Спросить:
— Как называется это дерево?
— Чем оно отличается от других деревьев?

Предложить потрогать, обхватить ствол березы. Уточнить цвет, поверхность коры березы.
— Толстый или тонкий ствол?
— Высокое дерево или низкое? Предложить полюбоваться березой издали.
— Что еще есть на березе? Какие ветки?

Потрогать веточку.
— Что есть на ветках?
— Какие листочки по цвету, величине? (Потрогать, понюхать листья.)
— Покажите, как качаются веточки (помахать руками).

Послушать, как шелестят листья на березе. Еще раз полюбоваться красотой березки. Поиграть в игру «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги».

ГРУППА «ПОЧЕМУЧКИ» (3-4 ГОДА)

Цель: учить детей сравнивать березу с кленом, видеть красоту и неповторимость каждого дерева, отражать увиденное в рисунке.

Методические приемы

Загадать загадку:
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.

— О каком дереве говорится в загадке?
— Почему вы думаете, что это березка?
— Покажите березки на нашем участке? Сколько их?
— Как вы узнали березу?
— Какая часть дерева подразумевается в загадке в словах: «в белых платьицах подружки»?

Рассмотреть ствол березы, ветки, листья. Рассмотреть с детьми клен.
— Как называется это дерево?
— Что у него есть?

Обратить внимание на ствол, ветки, листья (потрогать, погладить, понюхать).
— Чем клен отличается от березы?
— Какого цвета ствол у клена? А у березы?
— Какой формы листья? (Обвести пальчиком края источка клена и березы.)
— Какой величины лист клена? Березы?
— Что есть у березы? У клена?

Подвести детей к выводу, что у всех деревьев есть ствол, ветки, листья, но все деревья разные.

Поиграть в игру «К дереву беги».

ГРУППА «РАДУГА» (4-5 ЛЕТ)

Цель: расширить знания детей о значении отдельных частей березы (коры, листьев), о том, что дерево — живое. Продолжать учить видеть уникальность дерева.

Методические приемы

Начать наблюдения с чтения стихотворения С. Есенина «Задремали звезды золотые…»:
Улыбнули сь сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы…

Предложить найти березки на участке детского сада. Обратить внимание на их красоту. Спросить, как о березке говорится в стихотворении.
— Что подразумевается под «зелеными сережками», «шелковыми косами»?
— Как вы могли бы сказать о наших березках ?
— Березка живая или нет? Почему?
— Как дышит березка? (Листьями.)
— Для чего березке нужна кора? Как выдумаете?
— От чего кора может дерево защищать?
— Где еще находится кора, кромествола? (На ветках.)
— Где тоньше, а где толще кора? (Потрогать.) Сказать: «На ветках кора тонкая, как кожица». Предложить потрогать кожу у себя на руках.
— Для чег очеловеку нужна кожа?

Предложить подумать, чем мы можем помочь молодой березке (привязать палочку, чтобы не сломал ветер).
— Если бы березка умела говорить, что она могла бы нам сказать?

Закончить наблюдение хороводом с пением песни «Во поле береза стояла».

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ НА НЕДЕЛЮ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ ЗИМОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (4-5 лет)

ПОНЕДЕЛЬНИК

  1. Рассматривание березы

Цель: продолжать учить детей видеть неповторимость каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

Методические приемы:

Прочитать стихотворение С. Есенина «Белая береза»
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках
Тонкою каймой

Распустились кисти белой бахромой».

Обратить внимание на красоту березы, присыпанной снегом. Предложить найти еще однуберезу. Похожи ли они? Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.
— Как вы думаете, береза живая или нет?
— Почему?
— Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?
— Чем можно помочь дереву, если ему навредили?
Ответы детей обобщить.

ВТОРНИК

  1. Сравнение липы и березы

Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы

Обратить внимание детей на липу иберезу.
— Как называются эти деревья?
— Чем отличаются? Чем похожи?
— Какой ствол у березы? Какой у липы?
Предложить рассмотреть крону, кору, ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру «Детки на ветке». Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

СРЕДА

  1. Наблюдение за березой в ветреную погоду

Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

Методические приемы:

Спросить у детей:
— Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?
— Какие веточки сильнее качаются? (Верхние, тонкие.)
— Почему?
— Что помогает дереву крепко держаться в земле?

ЧЕТВЕРГ

  1. Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов

Цель: учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Методические приемы:
— Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?
— А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?
— Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?
— Как помочь дереву?
— Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказать.

Можно в группе послушать альбом П.И. Чайковского «Временагода».Вальс «Метель»

Дети, что вы представили, когда слушали эту музыку? (Ответы детей)

Рассматривание иллюстраций зимнего леса, веток в снегу.

Рисование зимних пейзажей нетрадиционными техниками.

ПЯТНИЦА

  1. Наблюдение за березой с формированием представлений о приспособлении деревьев к зимним условиям

Методические приемы:
— Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми? (Мало солнечного света,стал короче день, холодно.)
— Где теперь листики? (Листья с деревьев опали, их сорвали унес ветер)

Напомнить песенку «Падают, падают листья, в нашем саду листопад…)

— Дети, когда был листопад? – Осенью. А сейчас какое время года?
— Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались листья на ветках?
— Что осталось на ветках березы зимой? (Почки.)
Предложить рассмотреть почку: рассказать, что под плотной кожурой почек спят, как в теплых колыбельках, молодые листочки. Очистить почку от кожуры, показать зеленыйлисток.
— Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?
Ответы обобщить.

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ НА НЕДЕЛЮ ЗА РЯБИНКОЙ В МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (3-5 лет)

1. РЯБИНКА ПРИГЛАШАЕТ К СЕБЕ В ГОСТИ

Цель: учить узнавать рябину, отличать ее от других деревьев.

Методические приемы

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение, а они должны отгадать, от кого:
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
И снегири к ним летят.
Кто догадается,
Как деревце называется?
(Рябина.)

— Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.
Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.
— Как вы его узнали?
Предложить красиво с рябиной поздороваться.
— Чем это дерево отличается от других?
— Расскажите, какие у нее ягоды?
— Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус?
— Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы ее принесем  вгруппу, разморозим и попробуем.

2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ ВО ВРЕМЯ СНЕГОПАДА

Цель: продолжать учить видеть красоту заснеженного дерева.

Методические приемы

Загадать загадку:

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
По зимние метели
В меха его одели.
(Дерево.)

— Что за меха, в которые одела деревья зима?
Предложить посмотреть, как чувствует себя на участке наша рябина: может, ей нужна наша помощь.
— Как сейчас рябина выглядит?
— Что лежит на ее ветках?
— Как бы вы ее сегодн яназвали? (Заснеженная, белая, пушистая.)
— Как ты, рябинка, сегодня себя чувствуешь?
— Дети, а вы знаете, почему ей тяжело?
— Что может случиться с ветками?
— Как ей можно помочь?

Предложить палкой осторожно стряхнуть снег  с верхних веток, а с нижних — стряхнуть рукой. Обратить внимание на то, что ветки поднялись, благодарят детей за помощь.
— Хорошо, что сегодня мы подошли к нашей рябине, к нашей подружке.

3. РЯБИНА ПОСЛЕ СНЕГОПАДА

Цель: закрепить внешний вид рябины после снегопада, дать понятие о том, кто любит лакомиться ягодами рябины.

Методические приемы

Утром воспитатель говорит детям, что когда она шла в детский сад, то заметила, что около нашей рябины на снегу все покраснело.
— Что случилось с ней?
Предлагает на прогулке спросить у нее и самим догадаться:
— Что произошло?
Около рябины обратить внимание детей на красную мякоть ягод на снегу.
— Кто оборвал и раскинул ягоды около нашей рябины?
— Сколькоихосталосьнаветках?
Рассмотреть ягоды на снегу, предложить сравнить их  сягодами, сорванными с дерева. Обратить внимание на то, что в сорванных ягодах есть семена, а в ягодах на снегу — только мякоть.
— Кто же угощался ягодами?
Сказать, что ягоды любят снегири. Пояснить, что они раскусывали ягоду, язычком выбирали семена и сладкий сок, а мякоть — выплевывали на снег.
Догадались, почему снег красный?
— Молодцы.

4. СРАВНИТЕЛЬНОЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЯБИНЫ И БЕРЕЗЫ

Цель: отличать рябину от хорошо знакомо годерева — березы, видеть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.

Методические приемы

Обратить внимание на рябину.

Спросить:
— Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?
— А как еще дерево отличается от остальных, и мы его можем узнать в любое время года?
— Чем береза отличается от других деревьев?
Сравнить рябину и березу. Найти отличительные признаки и сходство. Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ С СОСТАВЛЕНИЕМ СКАЗКИ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ РЯБИНКОЙ».

Цель: учить выражать свое отношение  к дереву, как живому существу, через слово.

Методические приемы

На прогулке предложить составить сказку о рябинке на тему: «Если бы я был деревом» или «О чем думает (мечтает) рябина».

Сказать: «Мы давно знакомы с нашей подружкой — рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем мечтает рябинка», «Если бы я был деревом*’.

При затруднении задавать вопросы:
— Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?
— Почему?
— Какое время года ей нравится больше всего?
— О чем шепчут ее веточки (листочки), когда мы выходим на участок?
— Что можно сделать, чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить. Поощрить детей